- Автор
- Тимохина М.А., учитель английского языка
- Класс
- 5-11 класс
- Предмет
- Английский язык
«Успех в учении – единственный источник внутренних сил,
рождающий энергию для преодоления трудностей,
для желания учиться».
Василий Александрович Сухомлинский.
Преподаватели иностранных языков давно пришли к единому мнению: «Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться». Однако, у некоторых учащихся недостаточно положительной мотивации к изучению предмета, а иногда она и вовсе отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются с различными трудностями и иногда не усваивают материал из-за особенностей памяти, восприятия и мышления. Поэтому учителю необходимо создавать источник для достижения успехов, для возникновения желания учиться.
По словам Константина Дмитриевича Ушинского, только успех поддерживает интерес к учению. А интерес у ученика появляется только тогда, когда есть вдохновение, появляющееся от достижений в овладении знаниями. Ребёнок, никогда не познавший радости и гордости от того, что трудности в учении преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Таким образом, учителю нужно создавать такие условия, в которых ребёнок испытывал бы уверенность в себе, чтобы помочь ему добиваться успеха в учебной деятельности. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, ученик переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах, повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость успеха. Значит, учителю необходимо овладеть способами поддержания положительной мотивации к изучению своего предмета, необходимым условием которого является создание ситуации успеха на уроке.
Успех можно понимать по-разному.
С психологической точки зрения это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Учащиеся понимают субъективную значимость учения для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний школьника, его самоконтроль и самооценку учебной работы. Ученик включается учителем в деятельность, стимулирующую его активность, самостоятельность и способность к творчеству. Всё это имеет большое значение в сложном процессе формирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка и иноязычной культуры.
В Государственном стандарте общего образования говорится об ориентированности содержания обучения на развитие мотивации учеников к изучению предмета “иностранный язык”. Мотивация – необходимое условие любой деятельности, в том числе и учебной. Вопросам повышения разных видов мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету “иностранный язык” уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике преподавания этого предмета.
Мотивация успеха
Учащиеся хотят получить что-то реально осязаемое за тот труд, который они затратили, почувствовать, что идут к цели. Конечно, наиболее сильной здесь является отметка. И при её выставлении необходимо помнить о зоне ближайшего развития ребёнка. Даже небольшой шаг к успеху должен быть увиден и оценён. При этом можно использовать метод эмоционального стимулирования.
Так, например, на своих уроках я применяю систему призовых баллов. В начале учебного года я знакомлю учащихся с правилами получения балла. Призовой балл выставляется за краткий правильный ответ. Если ответ не точный, возможно выставление 0,5 балла, при накоплении 3, 4 или 5 баллов выставляется соответствующая оценка. При этом ученик сам выбирает, сколько баллов ему достаточно для выставления в журнал. Баллы можно копить в течение триместра, и часто видно, когда слабый ученик, у которого не получилось заработать оценку «5» за упражнение в классе или за домашнее задание, просит учителя ещё раз озвучить, сколько он смог заработать призовых баллов, только для того, чтобы одноклассники могли это услышать и оценить его успех.
Страноведческая мотивация
Факт перемещения повседневных действий и событий в страну изучаемого языка усиливает интерес учащихся. Сравнительный анализ и сопоставление культурных особенностей стран позволяет лучше понять языковые явления. В Примерных программах по иностранным языкам говорится об усилении культуроведческого аспекта в содержании обучения.
Мне нравится на уроках давать задания на сравнение языковых явлений в разных языках, находить что-то общее, прослеживать заимствования. Это всегда вызывает интерес у учащихся. На эту тему у меня заготовлены эвристические вопросы. При этом ребята сами часто приводят примеры из родных языков: татарского, чувашского и других.
Необходимо как можно чаще погружать детей в языковую среду.
Например, два года назад, я предложила учащимся 9-10 классов участвовать в переписке с учениками японской школы, конечно же, на английском языке. Это была открытая, но индивидуальная переписка. Кстати, оказалось, что наши ученики знают гораздо больше о Японии, чем японцы о России по ряду причин.
Практически на каждом уроке я использую аудирование, при этом обязательно аудиозаписи, а не только речь учителя.
Эстетическая мотивация
Изучение ИЯ для учащихся должно превратиться в удовольствие. Ничто в кабинете и на уроке не должно раздражать и отвлекать ученика и учителя.
Инструментальная мотивация
Исходя из особенностей работы мозга, темперамента, видов памяти и других аспектов индивидуальных различий, у каждого ученика есть свои любимые формы и виды работы. Необходимо каждому ученику дать возможность выразить себя в любимом и наиболее успешном виде работ. Для этого я предлагаю задания по выбору. Использование различных заданий даёт возможность выявить интеллектуальные и творческие способности каждого ученика. В средних классах, например, ребята любят выполнять минипроекты в качестве домашнего задания, при этом творческое оформление проекта не лимитируется.
Работа с одаренными детьми в условиях ситуации успеха
Если технологии создания ситуации успеха могут мотивировать слабоуспевающего ученика на более активное им овладение предметом и привести его к дальнейшему успеху, то тем более это благоприятно сказывается на одаренных детях или детях уже имеющих повышенную мотивацию к предмету. Как правило, таким учащимся требуются индивидуальные задания повышенного уровня (преимущественно творческие), чтобы они продолжали наблюдать своё развитие и видели формальное выражение их прогресса. Самым доступным показателем в таком случае является результативное участие в различных олимпиадах. Кроме того, такие дети часто сами проявляют инициативу. Например, один из учеников 6А решил говорить строго по-английски на уроках, и ни при каких обстоятельствах не переходить на русский.
Иногда одаренные старшеклассники во время занятий имеют возможность оценить работы других учеников, а также провести фрагмент урока или заменить учителя в случае экстренной ситуации. И, как правило, неплохо с этим справляются.
Одним из самых эффективных приемов для создания благоприятной атмосферы на уроке является игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игровые упражнения развивают фонематический слух, восприятие речи, внимание, память; повышают учебную мотивацию и самооценку. Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач: снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению. Также игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность. Более того, несколько раз было такое, что слабый по языковой подготовке ученик смог стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. В этом случае такой ученик искренне недоумевает и радуется: неужели и он смог стать первым и успешным среди одноклассников.
Другие виды и формы заданий это: работа в парах и группах, хоровое проговаривание лексических единиц, изобразительная деятельность, инсценировка диалогов, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок и другие. Постепенно дети сами начинают составлять такого рода задания. При этом они прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости применять на уроке приемы, создающие ситуацию успеха.
Тщательно планируя урок и применяя личностно-ориентированный подход в преподавании, учитель может задействовать соответствующий вид мотивации с целью создания ситуации успеха на уроке, что окажется ключевым фактором для применения других форм и методов развития коммуникативной компетенции учащихся.
Вместе с тем невозможно не упомянуть и о проблемах, мешающих достижению ситуации успеха на уроке и повышению качества знаний. Во-первых, это растущая с каждым годом загруженность учителя: кроме большого количества учебных часов, приходится работать с целыми классами по 25-30 учащихся, что значительно мешает проводить индивидуальную работу, проводить контроль устной речи. Во-вторых, отсутствие доступа к интернету непосредственно в кабинете не даёт возможности в реальном времени следить за средним баллом учащихся, за тем, сколько уроков и по какой причине пропущены тем или иным учеником. В-третьих, нет возможности использовать презентации и просматривать видео на уроке, что снижает конкурентоспособность выпускников. В-четвёртых, есть материально-технические проблемы со своевременной распечаткой раздаточных материалов к уроку.
Библиографический список
1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.; 1991г.
2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. М., Вита-Пресс, 2001г.
3. Мамарасулов У. Г. Мотивация – ключ к успеху в процессе обучения иностранному языку (на примере немецкого языка) [Текст] / У. Г. Мамарасулов // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 432-434.
4. Журнал «ИЯШ»