МБОУ СШ №75 имени В.Ф. Маргелова
город Ульяновск, Ульяновская область
  • Развитие читательской грамотности на уроках английского языка.
    Развитие читательской грамотности на уроках английского языка
    Английский язык
    2-11 класс
    Автор
    Тимохина М.А., учитель английского языка
    Класс
    2-11 класс
    Предмет
    Английский язык

    При обучении чтению формируются  две группы навыков: технические навыки чтения (на начальном этапе обучения), и умения и навыки смысловой переработки информации. 
        Непременным условием формирования технических навыков является знание алфавита и правил чтения звукосочетаний-фониксов. На данном этапе используются упражнения на повторение слов, словосочетаний, предложений текста, одновременно фиксируя внимание учащихся на их графической форме. Полезно чтение вслух пословиц, стихов, скороговорок, выученных наизусть. Для успешного формирования технических навыков необходима регулярная практика, и хоровая работа здесь  незаменима. Обязательно частью этой работы для всех  учеников является многократное прослушивание текстов для чтения с последовательным повторением за диктором. При помощи такого приема снимаются  трудности в произношении, развивается плавность и беглость чтения. Также такая форма работы тесно связана развитием навыка восприятия речи на слух, поскольку учащиеся видят звучащий текст и учатся впоследствии различать различные комбинации лексических единиц на слух даже при самом нечетком произношении говорящих на аудио- и видеозаписи.     Одновременно с тренировкой технических навыков развиваются и навыки ознакомительного, изучающего и поискового чтения. 
    Для успешного обучения пониманию прочитанного используется изобразительная наглядность, предварительные вопросы по иллюстрациям, введение ключевых слов, таблиц или схем. Прослушивание аудиозаписи, например, диалога на близкую тему, способно заинтересовать детей в чтении текста. При обучении различным видам чтения учитель имеет возможность выбирать самые разнообразные упражнения, такие как расположить события в правильной последовательности или по степени важности, подобрать заголовок, составить схему, план, подобрать части текста к иллюстрациям, найти ответ на вопрос, довод в пользу заголовка и многие другие задания. В целом, чтение, как и любая другая форма речевого общения, требует постоянной практики.
    Виды чтения.    
     Различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. 
    Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
    При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
    Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.
    Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
    Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
    Этапы работы с текстом.
    Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения дотекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
    Дотекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых  для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
    Дотекстовый этап предполагает:

    • создание необходимого уровня мотивации;
    • определение речевой задачи для первого прочтения;
    • сокращение уровня языковых и речевых трудностей.

    Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.
    В результате чтения большого количества текстов у ученика развивается ощущение иностранного языка, благодаря чему ослабляется негативное влияние родного, что облегчает и убыстряет последующее развитие устной речи.
    Чтение необходимо  рассматривать  не только как цель, но и как средство обучения. Обучение иностранному языку тождественно овладению родным, чтение создает возможности для резкого увеличения речевой практики и в какой-то мере восполнит ее недостаток при обучении иностранному языку. Кроме того, чтение создает возможности для установления прямых связей между понятием и словом иностранного языка. Поэтому, независимо от цели обучения, начинать обучение нужно с чтения.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie