МБОУ СШ №75 имени В.Ф. Маргелова
город Ульяновск, Ульяновская область
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства..
    Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.
    Изобразительное искусство
    1-8 класс
    Автор
    Учитель изобразительного искусства Шамсутдинов Р.Ф.
    Класс
    1-8 класс
    Предмет
    Изобразительное искусство

    08.12.2022 года состоялась видеоконференция РМО, посвященная теме развития творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. В её работе приняли участие учителя нашей школы Шамсутдинов Р.Ф. и  Куландина Н.А.
    В ходе конференции руководитель РМО Антипина В.Н. показала мастер-класс по работе с картинами  художников с использованием программы Power point.
     На конференции с докладом «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности выступил  учитель изобразительного искусства Шамсутдинов Р.Ф. 
    Он представил мастер-класс по теме: «Освещение. Свет и тень. Изображение куба в угловой перспективе».
    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    Выступление на РМО 08.12.2022 г.
    ШАМСУТДИНОВ Р.Ф., учитель изобразительного искусства.

    "Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других."
    Б. Асафьев

          Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
         Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. 
    А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
        Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной.
        Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.
         Задачи:
    1.Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;
    2.Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих задач на уроке .
    3.Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности.

         Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.
        Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельство творчество обладает большой притягательной силой. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
        Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.
        Современный урок – это постоянно развивающиеся классические формы  преподавания, сочетающие в себе нетрадиционные технологии и методы, обеспечивающие эффективность личности, творчества, воспитания  учащихся.
       Цель заключается в положительной динамике творческих способностей учащихся, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности на уроках изобразительного искусства в процессе усвоения разнообразных художественных материалов и техник. 
    Задачи,способствующие достижению цели: 
    - развитие творческих способностей учащихся, образного мышления, воображения, познавательной активности личности в процессе  изобразительной деятельности.
    - формирование  умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; 
    -совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
    -стимулирование интереса к изобразительной деятельности;
    - воспитание нравственных качеств личности учащихся.
    Для решения поставленных задач художественно- эстетического воспитания  применяются методы :
     - метод индивидуальной и коллективной деятельности детей ;
    -визуально-аналитический метод;
    -словесный метод;
    -наглядный метод.
    Формы работы:
    - коллективно - творческая деятельность;
    - индивидуально практическая деятельность;
    -  игровые формы работы.
         Занятия по изобразительному искусству в на уроках проводятся по особой системе. Она охватывает всех без исключения детей. В школе немало ребят, способных делать «чудеса».
       Наша задача - помочь каждому ребенку обрести веру в свои возможности, не только определить, а разбудить творческие способности детей, научить их видеть прекрасное.
    Уроки изобразительного искусства для детей – уроки познания, развития своих сил и способностей. 
    Развитие творческих способностей – это развитие творческого мышления; зрительной памяти и эмоциональности.
       Говоря о развитии творческих способностей детей, необходимо определить понятие «способности», так как каждый ребенок талантлив  от рождения, каждый фантазер и выдумщик.
    Важным моментом интереса детей к урокам изобразительного искусства является его творческая активность. 
        Поэтому первый принцип развития творческих способностей детей состоит в том, чтобы уделить одинаковое внимание всем качествам, входящим в систему творческих способностей.
       Второй принцип – объяснение и практический показ приемов работы
    Третий принцип – использование конкретного задания, для формирования у детей общих навыков, которые могут им пригодиться всегда, в любых видах профессиональной деятельности.
    В результате ребята приобретают необходимые для творчества  предпосылки: умение мыслить самостоятельно,  проблемно подходить к действительности,   способность доводить решение до конца,      желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт.

    Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Каждый ребенок должен  овладеть некоторым уровнем знаний и умений. 
    Индивидуальный подход обязателен на всех этапах работы. Он предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.
    Искусство - это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу.
    Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
    Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie